Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет
Большинство детей в школе испытывают серьезные
трудности в освоении навыка
письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики
может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного
состояния ребенка в школе.
Как показывает практика, многие первоклассники в
начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении письма:
детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут,
нервничают. Уже на самых первых этапах
обучения письму у детей появляется
неудовлетворение, а у родителей огорчение. Письмо – это сложный навык,
включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует слаженной работы
мелких мышц кисти и
всей руки, хорошо развитого
зрительного восприятия и произвольного внимания. Именно к 7 годам в основном заканчивается созревание
соответствующих зон головного
мозга, развитие мелких мышц кисти.
У детей еще
слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и
фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции ведет к их не точности и
низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими пальчики детей
станут не сразу, и ребенку в этом необходимо помочь.
Актуальность заключается в том, что в настоящее
время проблема становиться полноценное развитие мелкой моторики у детей
дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего
физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти,
ручных умений или, как принято называть,
мелкой пальцевой моторики.
Наукой доказано о существование связи между
развитием мелкой моторики и речью детей.
Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев
рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и
артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со
скованными движениями не умелых пальцев отстает в психомоторном развитий, у
него возникают проблемы с речью.
Известный педагог
В. А. Сухомлинский сказал : «Ум
ребенка находится на кончиках его пальцев». От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Большое
стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие
деятельность мозга, психику детей.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника
в период подготовке к его к школе является развитие мелкой моторики и
координации движений пальцев рук. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой,
карандашом…) и сложнее движения,
необходимые для этого взаимодействия.
Изучив литературу и опыт педагогов
по данной теме, поставила задачи:
1.Продолжить формировать графические навыки, подготовку руки ребенка к овладению письмом.
2.Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук,
точность и координацию движений руки.
3.Воспитывать усидчивость.
Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребенок
систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В детском саду на
образовательной деятельности (рисование, аппликация, конструирование, лепка) дети
учатся работать руками
и пальцами. Учитывая важность
проблемы по развитию мелкой моторики, провожу работу в этом направлении в тесном контакте с родителями.
Для развития
мелкой моторики использую игры и упражнения, пальчиковые игры,
а также игры с нестандартным оборудованием (скрепки, прищепки,
спички, спичечные коробки, резинки).
Пальчиковые игры очень нравятся детям. Они
изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры
сопровождаются небольшим
стихотворением. При выполнении
каждого стихотворения вовлекать все пальчики как левой руки, так и
правой, а также обеими
руками.
В нашей
группе имеется набор
счетных палочек на
каждого ребенка. Дети
выполняют из них
разные фигурки, которые
сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только
зрительный образ предмета, но и слуховой. Использую этот материал как часть НОД
по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с
удовольствием в свободное время.
Увлекательное
и кропотливое дело,
выкладывания колодцев из спичек,
соревнуемся у кого выше колодец, у кого ровнее. Сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечаем
победителей и предлагаем более сложный вариант игры. Используем спички для
выполнения аппликации, построек. Конечно, с детства учим, что «спички детям не
игрушки». Но уже много лет во всем мире используют не только по прямому назначению,
но и как замечательный строительный материал для самых разных поделок.
Поделки из спичек оригинальны и привлекательны. На
них приятно смотреть, хочется подержать в руках, прикоснуться к дереву. В
работе со спичками развиваются такие качества, как терпение, усидчивость,
хорошее координация движений пальцев рук, внимание, сообразительность, а
главное-настойчивость в достижении желаемого результата, у ребенка развивается
пространственно-образное мышление и мелкая моторика пальцев рук.
Игры с «разноцветными резиночками» развивают
зрительное воображение и восприятие, правильно ориентироваться по заданной
схеме с различением цветовой гаммы, умение различать право, лево.
Дети по схеме на свои пальчики надевают резиночки (определенной цвет резиночки на определенный пальчик). Дети с
удовольствием участвуют в соревновании,
кто быстрее наденет резиночки. Ребята
сами рисуют схемы к игре. В работе по развитию моторики рук, сенсорному
восприятию и формированию пространственных представлений, психических процессов
используем такие предметы заместители, как скрепки разных цветов. В НОД
и в режимных моментах и
в свободное время
скрепки « превращаются» в
разных животных, птиц,
помогая нам развивать
моторику рук, творческое
воображение, внимание, память,
закрепление цвета, счета.
Игры
интересны и увлекательны.
Дети с удовольствием
играют со скрепками,
видя результат своей работы,
а вечером рассказывают
родителям. Варианты игр
различные.
Для
развития мелкой моторики
и координации движений
используем разные игры и упражнения.
Дидактическая игра « Наряди куклу».
Данная игра способствует развитию мелкой моторики
рук, но и развивает воображение, творческие способности, закрепление цветовой
гаммы. Дети сами создают, рисуют одежду для куклы.
В своей работе используем игры, обучающие как
пользоваться карандашом и делать правильный нажим.
Игра «Самолеты за облаками».
Задание: заштриховать облака так, чтобы одно было
темное (и через него еле видно самолет), другое-светлое (самолет виден хорошо).
Игры на развитие точности движений, быстроту «Тир»,
«Вниз по реке».
Одним из важнейших условий эффективности работы по
развитию мелкой моторики является совместная работа о родителей и педагогов.
С целью знакомства родителей о важности развития
мелкой моторики были оформлены папки-передвижки «Развитие движений кисти и
пальцев рук детей», памятка «Наши руки не знают скуки», пополнение развивающей
предметно-пространственной среды с помощью родителей.
Подводя итог, хочется отметить, что работа по
развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов и приемов дает
результат - у детей повысилась любознательность, интерес, желание творить,
говорить, наблюдается положительная динамика в развитие мелкой моторики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий